Как проклеить и загрунтовать холст для живописи

Автор: Алексей Береговой

Дата публикации: 21 февраля 2023

Статья посвящена проклейке и грунтовке льняного холста для масляной живописи. Информация из проверенных временем книг. Её, когда это было необходимо, автор адаптировал к современной ситуации в области художественных материалов. Также обобщил 7-летний опыт самостоятельной проклейки и грунтовки.

Зачем готовить холст для живописи самому, когда можно приобрести готовый? Ведь самостоятельная подготовка основания под живопись занимает много времени. Цена качественных материалов такова, что и в экономическом отношении загрунтованный покупной холст кажется выгоднее. Поэтому многие художники пишут на фабричном холсте. Другие пишут на готовых холстах тестовые работы и этюды, а длительные работы создают на своих. Из старинных книг, посвященных технике живописи, следует, что мастера, за редким исключением, грунтовали холст самостоятельно, так как считали эту работу настолько ответственной, что ее нельзя было доверить кому бы то ни было. Так, в книге А.А. Рыбникова «Техника масляной живописи» описана неудовлетворительная сохранность уже в 20-е годы XX века некоторых работ великого русского художника И.Е. Репина. Они были написаны на масляном грунтованном холсте немецкой фабрики. В другой заслуживающей доверия книге рассказано, как пострадала картина Дейнеки, созданная на холсте французской фирмы Лефран (а это весьма уважаемая компания) из-за случайного дождя. И как мало изменилась другая его картина в тех же условиях, написанная на самостоятельно приготовленном холсте.

Можно сказать, что основание под живопись - тоже часть произведения. И потому уже лучше художнику приготовлять его самому.

Кратко опишем ведущие способы грунтовки холста для масляной живописи.

1. Весьма хорошие холсты для масляной живописи можно получить, проклеив холст кроликовым клеем и нанеся несколько слоев эмульсионного грунта на его же основе. Хороший альтернативой является рыбий клей, изготавливаемый из плавательных пузырей некоторых осетровых рыб. Но он весьма дорог. По этой причине и в России, и в Европе не имеет широкого распространения. Желатин, которым теперь обычно проклеивают холст для профессиональной живописи , хрупок и его клеющая способность ниже, чем у мездрового клея.

2. Другой хороший способ - проклейка прозрачным акриловым грунтом, чтобы закрыть поры холста и последующая грунтовка белым, цветным или черным акриловым грунтом. Недостатком акриловой грунтовки является некоторая «клеенчатость», малая жесткость получаемого холста. Следует заметить, что ариловый грунт нельзя наносить на натуральную проклейку. Это приведет к провисанию холста ввиду того, что акрил и натуральный клей по-разному реагируют на колебание температуры и влажности.

Автор почти все холсты проклеивает кроликовым или мездровым клеем и грунтует эмульсионным грунтом на его основе. Этим способ хорошо себя зарекомендовал. Изложу его подробно.

Сначала натягивается холст на подрамник. Это будет освещено отдельно. Здесь заметим, что для проклейки натуральным клеем холст не следует натягивать сильно. Клей даст усадку. Затем приготовляется клей. На одну часть сухого вещества берется двадцать частей чистой воды. Мездровый клей помещается в воду на 5-6 часов, пока не разбухнет. Желатину достаточно получаса. Затем клей варится на водяной бане при температуре около 60 градусов в течение часа-двух. Пока не станет полностью однородным. Кипятить или слишком сильно нагревать клей нельзя. В готовый клей добавляют консервант. Я использую 50% раствор антисептика Катамин АБ в очень небольшом количестве (1 мл на литр клея).

Как проклеивать «пористый» холст с редким переплетением нитей

К этой категории автор относит ткань для живописи белорусского производства и холсты аналогичной плотности, приготовляемые на текстильных фабриках Центральной России. Их основная проблема - трудно закрываемые поры холста. Поэтому для их успешной проклейки нужна особая технология. Оставить клей при комнатной температуре и подождать, пока он превратится в студень. Тогда делаем первую проклейку этим студнем. Нужно следить, чтобы клей не протек на обратную сторону холста. Проклейку распределить строительным шпателем, чистой обувной щеткой или широкой кистью-флейцем. Излишки проклейки необходимо снять, например, шпалелем. Нужно избегать протекания клея на обратную сторону холста. После того, как проклейка высохнет (это занимает от 5-6 часов до 1 суток), можно наносить следующий слой. Затем, если необходимо, еще. Холстам этого типа нужно не менее трех или даже четырех проклеек.

Ткань для живописи белорусского производства

Ткань для живописи белорусского производства. Фото автора

Лен трехнитка для живописи

Лен трехнитка для живописи. Фото автора

В старинных руководствах пишут, что много проклеек нежелательно, и лучше делать одну или две. Однако, это хотя и важная, но все же рекомендация, а не строго обязательное требование. Намного вреднее для сохранности будущей картины толстый, жесткий или перенасыщенный маслом грунт. Отсюда следует, что если приходится работать на таком холсте, разумнее закрывать излишнюю пористость холста проклейкой, нежели грунтовкой. Если же не закрыть пористость , то при работе маслом оно проникнет на обратную сторону холста и впоследствии, через несколько десятилетей или еще скорее, приведет к постепенной утрате холстом необходимых для сохранности картины свойств.

Как проклеивать льняной холст с плотным переплетением нитей

Плотную льняную четырехнитку с плотностью 360 гр и выше мне нередко удавалось проклеивать за два раза. Первый студнем, второй - почти жидким клеем.

Лен четырехнитка для живописи

Лен четырехнитка для живописи. Фото автора

Как приготовить эмульсионный грунт для льняного холста

Принято делать три грунтовки. Для каждой из них отличаются соотношения клея, льняного масла и сухих белил. В первые две проклейки добавляют мёд и касторовое масло. Мёд должен быть достаточно вязким и не засахаренным. Если под рукой только засахаренный мёд, его кладут в полтора-два раза больше. Масло следует брать уплотненное. Еще лучше облагороженное солнечным светом и жаром льняное масло.

Приводим следующую таблицу для приготовления грунта (на основе рецепта А.А. Рыбникова)

# Клей Вода Льняное масло Белила Мёд Касторовое масло Антисептик
Первая грунтовка 1 20 1 1,5 0,25 0,15 зависит от вида
Вторая грунтовка 1 20 1,5 2 0,25 0,15 зависит от вида
Третья грунтовка 1 25 1,5-2 2,5-3 - - зависит от вида

Замечания по клею

Понадобится кроликовый или мездровый клей. Кроликовый эластичнее, но и мездровый клей сорта экстра хорошо себя зарекомендовал. Если эти клеи не удается приобрести, можно использовать пищевой или технический желатин, но он более хрупок. Клеющие свойства желатина весьма различны, и проверять нужно каждую партию отдельно. Так, многие художники сообщают, что пищевой желатин из Китая очень слабый.

Как приготовить эмульсию

Сначала сварить концентрированный клей с соотношением клея 1:5. Добавить консервант. Добавить яичный желток (только желток) в концентрат. Одного желтка достаточно на 300-400 мл готового грунта. Добавить мёд в концентрированный клей. Перемешать до однородной массы. В отдельном сосуде отмерить нужное количество льняного (и касторового) масла. В теплый концентрат клея тонкой струйкой или по каплям влить масло, размешивая миксером. Если нет миксера, то вручную размешивать долго и тщательно, пока не будет на поверхности даже мелких капель масла. Так или иначе, взбить эмульсию до того, что совсем не видно будет капель масла. Смешиваем эмульсию с белилами и добавляем воду. Затем отмерять нужное количество сухих белил в отдельной посуде. Белила залить горячей водой (около 60 градусов, и не больше 80), перемешать. Затем вливаем эту смесь в эмульсию и перемешиваем до однородности. Получившийся грунт необходимо использоваать за один раз, так как он не хранится.

Замечания по белилам

Для первых двух слоев подойдут цинковые белила. Работая с ними, нужно соблюдать осторожность, так пигмент вреден при вдыхании. Третий слой в оригинальном рецепте делается на смеси цинковых белил с ядовитым историческим пигментом. Его использование в современной живописной технике не оправданно. Поэтому третий слой лучше сделать на чистых цинковых белилах, если живописной технике художника удобен светло-серый полупрозрачный грунт. Если же художник предпочитает работать на тонированном грунте, можно добавить соответствующий пигмент в 3-ю грунтовку (умбру, охру и т.д.). Когда нужен белый грунт, я приготовляю третий слой на смеси цинковых и титановых белил. Грунт получается белым, но со временем в белизне появляется бежевый оттенок. При пастозном или многослойном письме это не имеет значения, но критично при тонком письме в один сеанс.

Удобнее наносить грунт большой круглой кистью и разравнивать широкой плоской кистью. Нужно следить, чтобы края подрамника или крестовина не отпечатались при нанесении грунта. Сохнуть каждый слой до нанесения должен не менее 12 часов.

Приготовленный таком способ эмульсионный грунт имеет очень хорошие живописные качества. Работать по нему допускается через две недели после изготовления, но лучше выдержать холст до работы несколько месяцев.

Лен трехнитка эмульсионный грунт

Загрунтованный эмульсией льняной холст трехнитка через 10 дней после завершения приготовления. Фото автора

Вам может понравиться

Картина "Ветка яблони", автор Алексей Береговой

холст, масло, 30 cm x 40 cm.
2023

Картина "Осенний сон ястреба", автор Алексей Береговой

холст, масло, 50 cm x 70 cm.
2021

Картина "Электрические лилии", автор Алексей Береговой

холст, масло, 60 cm x 80 cm.
2018

Картина "Молодой единорог на Уральском лугу", автор Алексей Береговой

холст, масло, 70 cm x 60 cm.
2022

Картина "Сад расходящихся тропок", автор Алексей Береговой

холст, масло, 50 cm x 70 cm.
2021

Картина "Ангел А", автор Алексей Береговой

холст, масло, 70 cm x 85 cm.
2018